Школьное образование в Финляндии — индивидуальный подход

Posted by

Школьное образование в ФинляндииЯ уже писала о том, что такое школьное образование в Финляндии. В этой статье я хочу рассказать о разных системах поддержки учащихся. Сразу оговорюсь, что, несмотря на наличие этой системы по всей Финляндии, решение об использовании этой поддержки остается за Муниципалитетом и директором школы. В нашей школе такая система поддержки широко применяется. Итак, школьное образование в Финляндии включает в себя три ступени поддержки. Честно говоря, до недавнего времени я понятия не имела об их существовании, пока учительница сына не озадачилась оказанием помощи нашему сыну. Я еще нахожусь под впечатлением того, что всем детям в школах нашего города выдали ноутбуки с возможностью использования их дома, а тут новый сюрприз.

Учительница еще осенью говорила нам на встрече (кстати, вместо того,чтобы обсуждать каждого ребенка на родительском собрании, у финнов есть встреча учителя с родителями, которая проводится раз в год, а при необходимости чаще. На этой встрече обсуждается успеваемость и поведение ученика, а также даются рекомендации по дальнейшему обучению), что у нашего сына «математическая голова», но я никак не предполагала, что она озадачится помощью нашему мальчику настолько серьезно.

Стандартная поддержка.

Стандартная поддержка предназначена для каждого ребенка и является частью стандартного, повседневного воспитательного и образовательного процесса в подготовительных группах и школах. Ее задачей является содействие ученику в достижении целей обучения. К формам стандартной поддержки относятся, например, дополнительные занятия, помощь коррекционного педагога и помощь ассистента.

Потребность в помощи у ученика в освоении материала и учебном процессе может быть как кратковременной, так и долговременной. Потребность в поддержке может варьироваться от незначительной до более интенсивной или может быть необходима одновременная реализация различных видов помощи. В случае, если стандартная поддержка не является достаточной, составляется педагогическая оценка с целью выявления сильных сторон ученика и его потребности в поддержке.

Интенсивная поддержка.

Интенсивная поддержка является более регулярной, интенсивной и индивидуально-ориентированной помощью ученику в усвоении учебного материала и учебном процессе. В данном случае ученику предлагается комбинированная помощь — несколько различных видов поддержки или же в регулярной поддержке обучения. Реализация интенсивной поддержки основана на оценке ситуации и плане, составленным в рамках сотрудничества между преподавателями, родителями и сотрудниками по социальной работе среди учеников.

Интенсивная поддержка осуществляется в соответствии с разработанным для ученика планом обучения. В плание содержатся сведения о том, в каких аспектах или по каким предметам ученику необходима помощь, каковы цели обучения и методы реализации данных целей. В случае, если интенсивная поддержка не является достаточной, составляется педагогический отчет, на основании которого выносится административное решение о переходе на специальную поддержку.

Специальная поддержка.

По сравнению с предыдущим видом поддержки специальная поддержка является более интенсивной, индивидуально-ориентированной и постоянной. Большую роль играют поддержка родителей, межпрофессиональное сотрудничество и индивидуальное кураторство. С целью оказания специальной поддержки для ученика составляется Индивидуальный План Организации Обучения (HOJKS), в котором должны быть указаны мероприятия по организации обучения и прочей поддержки ученику в соответствии с решением об оказании специальной поддержки,а также цели в отношении усвоения учеником учебного материала. Об оказании ученику специальной поддержки выносится административное решение, которое должно быть вновь рассмотрено как самое позднее после окончания 2-го класса или до перехода в 7 класс.

Эффективность оказываемой поддержки регулярно контролируется. В результате ученик может быть переведен на более низкую ступень поддержки, в случае, если в оказании интенсивной или специальной поддержке больше нет необходимости. О существенном изменении потребности в специальной поддержке или содержания мероприятий по поддержке выносится административное решение.

Школьное образование в Финляндии ориентировано на каждого ученика в отдельности.

До сих пор в мире финское школьное образование считается самым лучшим. Почему? Дело не в количестве вбиваемых знаний в голову, а в индивидуальном подходе к каждому ученику отдельно. Это мы испытали на себе. Когда учительница сына поняла, что у него способности к математике, она решила предложить для него интенсивную поддержку. Сначала меня, как и любого другого советсткого человека, это напрягло. Первая мысль: мой ребенок не такой, как все, с чем-то не справляется, его оставят на второй год и т.д. В ходе этой внутренней истерики сразу решила связаться с учительницей. Мне повезло, что Wilma (что-то типа электронного дневника в России) не работала. На следующий день я получила сообщение, в котором учительница объясняла свое решение и советовалась с нами, возможно ли это. Оказалось все намного проще. Она сказала, что видит, что наш сын очень способный мальчик, особенно в математике (не замечала раньше это за ним) и ей очень хочется, чтобы языковой барьер не мешал ему в учебе. Поэтому она предложила вариант с дополнительным обучением финскому языку и отдельного куратора по математике и äidin kieli (родной язык). Надо отдать должное директору нашей школы, он очень сильно заботится о русских учениках. Помимо того, что всем русским ученикам (их всего 8 человек в нашей школе) преподается дополнительно финский язык как иностранный раз в неделю, у них еще раз в неделю есть русский язык, как родной. Кроме этой стандартной поддержки, сыну было предложено заниматься финским еще более углубленно индивидуально с куратором. Дочери такой вариант не предложили, поскольку у нее были выявлены явные способности к изучению языкам и по остальным предметам ей поддержка не нужна, поскольку педагогический совет решил, что для нее лучше развиваться в области изучения языков, что у нее отлично получается.

А вот специальная поддержка, как правило, оказывается детям-инвалидам. Они учатся в обычной школе, но в отдельном классе и по своей собственной программе. Так что каждый ребенок, на самом деле, действительно получает индивидуальную программу обучения и индивидуальный подход.

Кстати, что меня еще поразило. Дочка заканчивает сейчас 6-й класс (в российской системе 7-й) и переходит в среднюю школу. Да, в Финляндии начальная школа до 6-го класса! Так вот, учительница предложила каждому ученику составить за каникулы список тех одноклассников, с которыми бы они хотели учиться дальше, в 7, 8 и 9 классах. Так что даже в этом отношении учитываются потребности каждого ученика.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.